[_] | Мысль | Дума |
---|
[:] | На небесах все - радость, в аду все - горе, в нашем же мире, что посредине, - и то и другое; мы живем меж двух крайностей, причастные обеим. | Судьба превратна: не может быть сплошь счастье либо несчастье. Наш мир - это ноль: сам по себе - ничего не стоит, в сочетании с Небом - стоит много. Равнодушие к превратностям - благоразумно, мудрый ничему не дивится. Жизнь наша завязывается как комедия, в конце будет развязка - гляди же, чтобы конец был хорош. | [:] | Приберегать высшие секреты своего искусства. | Так поступали великие учители - в самом обучении искусству пользуются они этим приемом: чтобы сохранять превосходство, оставаться наставниками. Мастерством надо делиться с умом: чтобы не иссякал источник знаний, как и благодеяний. Тем сохранишь и славу и уважение. Доставляя приятное, равно и обучая, помни об этом важнейшем правиле, чтобы поддерживать удивление и демонстрировать все большее совершенство. В любом деле резерв входит в высшую науку жить и побеждать, а особенно в занятиях возвышенных. | [:] | Умело противоречить. Лучший прием прощупать - не впутываясь самому, распутать другого. | Превосходная отмычка, выпускающая из заточения чужие страсти; притворное недоверие - рвотное для тайн, ключ к запертому сердцу. С особой тонкостью делаешь двойную пробу: чувств и мыслей. Нарочитым пренебрежением в ответ на загадочное словцо выманишь из глубин самые заветные тайны и, мягко ведя за узду, направишь их на язык - а там и в сети, расставленные твоим лукавым умыслом. Сдержанностью своей выведешь сдержанность другого из границ - тут-то и обнаружатся его желания, хотя прежде сердце его было непроницаемо. Притворное сомнение - наилучший ключик, с помощью которого любопытство раскроет все, что пожелает. Даже для ученика, жаждущего знаний, не грех возразить учителю, чтобы тот полнее излагал и доказывал истину; умеренно противореча, достигнешь полноты знаний. | [:] | Из одной глупости не делать двух. | Нередко, желая исправить одну глупость, совершают уйму других. Оправдывать одну оплошность другой, большей,- это вроде как с ложью, ибо глупость сродни лжи, которая, чтобы держаться на ногах, нуждается во многих других неправдах. В неверной тяжбе плохо поручителю; хуже самой беды - не признавать беду. Изъяны человеческие платят налог тем, что открывают свету все новые недостатки. Величайший мудрец и тот совершит оплошность, но лишь однажды, не дважды, лишь случайно, а не постоянно. | [:] | Быть начеку с теми, у кого на уме другой умысел. | Хитрец любит вселить в другого беспечность; атакуя волю и убеждая не опасаться, он побеждает. Такой скрывает свой главный умысел, выставляя напоказ другой, а на деле осуществляя первый: в беспечного врага стреляют наверняка. Но там, где бодрствует умысел одного, пусть не дремлет проницательность другого, и, когда тайный умысел отступает назад, в засаду, проницательность выступит вперед, в разведку. Пусть осторожность разгадает повадки коварства и примечает, как оно кружит вокруг да около своей цели. На словах одно, на уме другое; сбивая с толку, бьет в точку. Смотри же хорошенько, в чем ему уступаешь, А порой уместно показать, что хорошо его понимаешь. | |
|