[_] | Мысль | Дума |
---|
[:] | Видеть недостатки, невзирая на лица. | От честных глаз да не укроется порча, даже прикрытая парчою; пусть на пороке златой венец, но и злату не скрыть зла. Раболепие пребудет низостью, хотя бы предмет его был высок. Пороки можно скрасить, но сами они не украшают никого. Толкуют, что такой-де герой допустил то-то и то-то, но не соображают, что в этом-то он и не был героем. Однако пример вышестоящего так красноречив, что и недостойное делает привлекательным: раболепие подражало великому даже в безобразии лица, забывая истину - что в великих простительно, то отвратительно в ничтожных. | [:] | Что пленяет сердца, делать самому, что отталкивает - через других. | Первое привлечет к тебе любовь, второе отведет ненависть. Для высоких душ оказывать благодеяние приятней, чем принимать, - в этом их блаженство. И редко бывает, чтобы, причиняя неприятность, мы сами ее не испытывали либо из сочувствия, либо от угрызения. Действия высших причин неизбежно вызывают и признательность и ропот - пусть же они добро делают непосредственно, а зло - косвенно. Тогда у недовольства будет мишень для стрел ненависти и поношения. Разъяренная, подобно собаке, чернь набрасывается, не постигая причин, на орудие, и, хотя главная вина не в нем, ему, орудию, достанутся удары. | [:] | Восхвалять достойное - свидетельство вкуса, воспитанного на лучшем, способного его оценить. | Только тот, кто уже видел совершенное, сумеет его отличить. Такой человек предлагает предмет для беседы и подражания, заодно сообщая приятные сведения,- это также мудрый способ воздать должное достоинствам присутствующих. Другие, напротив, склонны только осуждать и льстят присутствующим, понося отсутствующих; такая лесть им удается с людьми поверхностными, не замечающими уловки,- говорить с этими дурно о тех и наоборот. Кое-кто возносит нынешних посредственностей над вчерашними светочами. Но прозорливец разгадает приемы пролаз, его не удивит преувеличенная похвала одного, не ослепит лесть другого, он поймет, что эти люди так же ведут себя и с его врагами,- только там говорят псе наоборот, всегда подлаживаясь к месту. | [:] | Пользоваться чужой нуждой. Когда она приходит кстати, это лучшая отмычка к любом деле. | Философы не ставили нужду ни во что, политики почитают всем, и они-то знают в ней толк. Чтобы достигнуть своих целей, одни люди делают себе ступенькой желания других. Они пользуются случаем и, если желание трудноисполнимо, разжигают его. Они ждут большего от пылкого стремления, чем от холодного обладания,- по мере того, как вожделенное отдаляется, желание лишь разгорается. Хочешь осуществить замысел, сохраняй в себе потребность в нем. | [:] | Во всем свое утешение. Ничтожества и те находят его в том, что они долговечны. | Нет худа без добра - дуракам в утешение удача, недаром говорят: «Дуракам счастье». Много проживешь, когда немного стоишь; посуде с трещиной нет износу - да глядеть на нее тошно! Похоже, сама Фортуна питает зависть к людям выдающимся, ибо ничтожествам дарует долговечность, а великим - короткий век. Люди нужные быстро уходят, зато годами прозябает никчемный - либо потому, что таким кажется, либо потому, что таков на самом деле. Ему, бедняге, порой даже кажется, что, вступив в сговор, о нем позабыли и счастье и смерть. | |
|