[_] | Мысль | Дума |
---|
[:] | Смотреть в корень. | Многие вещи далеко не таковы, какими вначале показались; и непонимание твое, не проникшее сквозь оболочку, обернется разочарованием, когда дойдет до сути. Всегда и во всем впереди шествует Ложь, увлекая глупцов своей пошлой крикливостью. Последней приходит Правда, плетясь вслед за хромым Временем; благоразумные приберегают для нее половину того органа чувств, который нам мудро дан в парном виде общей нашей матерью. На поверхности всегда Обман, на него-то и наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же Суть замыкается в себе, чтобы ее лучше ценили знающие и понимающие. | [:] | Не быть неприступным. | Нет человека столь совершенного, которому никогда не понадобился бы совет. Кто никого не слушает - глупец неисправимый. Будь ты семи пядей во лбу, а все же умей выслушать дружеский совет; даже их величествам не зазорно учиться. Часто люди неисправимы, ибо неприступны: катятся в пропасть, так как никто не смеет их удержать. Человек безупречный и тот должен держать открытой дверь дружбы, откуда придет ему помощь; он всегда найдет время для друга, что без стеснения вразумит его и даже пожурит; его благосклонность и высокое мнение о преданности и уме друга придадут тому уверенность в советах. Но не одаряй без разбора уважением и доверием, только в заветном месте тайно держи верное зеркало - наперсника, которому обязан за трезвое суждение и благодарен за совет. | [:] | Владеть искусством беседы, ибо в беседе сказывается личность. | Ни одно из занятий человеческих не требует большего благоразумия, хотя в жизни ничего нет обычней, - тут можно и все потерять, и все выиграть. Чтобы написать письмо - а письмо та же беседа, только обдуманная и записанная, - и то требуется размышление, а насколько больше его нужно для обычной беседы, мгновенного экзамена ума! Люди опытные по языку узнают пульс духа, недаром сказал мудрец: «Говори, если хочешь, чтобы я тебя узнал». Иные считают высшим искусством беседы ее полную безыскусственность - чтобы беседа была, подобно платью, нестеснительна. Но это годится лишь между близкими друзьями, а беседа с человеком уважаемым Должна быть содержательной - чтобы показать твое содержание. Чтобы быть приятным в беседе, приноравливайся к характеру и уму собеседников. Не строй из себя цензора чужих слов и выражений, иначе тебя сочтут педантом; тем более не придирайся к мыслям и суждениям, а то тебя будут избегать, даже вовсе от тебя отвернутся. Благоразумие в беседе важнее, чем красноречие. | [:] | Отводить зло на другого: иметь щиты против недовольства - хитрый прием правителей. | И дело туг вовсе не в неспособности самих правителей, как полагает злословие, а в особом расчете - нужен тот, на кого обрушилась бы критика за неудачи, кто принял бы на себя всеобщий ропот. Не все замыслы удаются, невозможно удовлетворить всех. Поэтому имей подставное лицо, мишень для упреков, а ему пусть это будет платой за честолюбие. | [:] | Показывать товар лицом. | Мало того, что товар хорош сам по себе,- не всякий сразу схватит суть, не все глядят вглубь. Большинство бежит туда, где толчея: один смотрит на другого. Требуется немало умения, чтобы придать товару цену; порой надо расхвалить, ведь похвала - посланец, знающий короткий пути к желаниям; дать лестное название - тоже превосходный способ набить цену, но в обоих случаях не выказывай пристрастия. Чтобы подзадорить, скажи: товар, мол, твой для знатоков,- ведь каждый таковым себя считает, а если и нет, то любопытство все равно подогреет желание. Но никогда не объявляй товар общедоступным и обыкновенным - этим только испортишь дело. Все падки на необычное, оно лакомо и для вкуса и для ума. | |
|