[_] | Мысль | Дума |
---|
[:] | Думать об удачном исходе. | Иные больше озабочены тем, чтобы не отклоняться от раз взятого направления, нежели думают о достижении цели; однако порицание за неуспех всегда заглушит похвалу за усердие. Победителю незачем оправдываться. Большинство неспособно оценить все обстоятельства и видит лишь хорошие или дурные следствия; итак, раз цель достигнута, добрая слава не пострадает. Удачный конец все позолотит, хотя бы средства не всегда были хороши. Правила разумных - идти против правил, когда иначе не завершить начатое. | [:] | Предпочитай занятия восхваляемые. Многое в жизни зависит от суда людского. | Похвала для способностей, что Фавоний для цветов, - пища и жизнь. Есть занятия, всеми почитаемые, есть и другие, хоть более высокие, но менее видные; первые у всех на виду, и все ими восхищаются; вторые редкостней и изысканней, таятся во мраке своей неприметности, их уважают, но не восславляют. Среди государей знамениты победоносные, оттого-то так славны короли Арагона - воители, конкистадоры, великодушные правители. Муж великий предпочитает занятия, приносящие славу, дабы все их видели и сами были к ним причастны, - хвала всенародная принесет ему бессмертие. | [:] | Наводить на мысль. Это более тонко, чем приводить на память. Иной раз надо напомнить, а иной - посоветовать. | Люди часто не делают нужного шага потому, что в голову не приходит; в таких случаях уместно по- дружески дать совет. Одно из ценнейших свойств ума - вовремя сообразить, что важно. Кто этим обделен, удачу часто упускает. Пусть же сметливый подаст помощь, а недогадливый попросит о ней; один да будет обстоятелен, другой внимателен, ему как бы подают руку. Искусство наводить на мысль весьма ценно, когда может принести пользу наводящему. Делать это надо с приятностью, но, коль понадобится, выказать настойчивость. "Нет" всегда наготове, "да" приходится искать - и с умом: часто не достигают, ибо не домогаются. | [:] | Не поддаваться пошлой переменчивости настроения. Велик тот, кто не подвластен прихотям, | Благоразумие учит размышлять о себе самом - познавать нынешнее свое состояние и исправлять его, даже настраивать себя на противоположное, дабы между действительным и искусственным обрести среднюю линию синдересиса. Чтобы направлять себя, надо познавать себя. Бывают чудовища непостоянства, всякий раз они в другом настроении, то и дело меняют пристрастия; от пошлом неумении владеть собой они вечно впадают в противоположные и крайности. Такая переменчивость не только губит волю, но отражается на суждении, извращая и желания, и понимание. | [:] | Уметь отказывать. Не следует во всем и всем уступать. Это столь же важно, как и уметь уступать; тем более важно для тех, кто повелевает. | Тут помни про манеру: у одних "нет" звучит любезней, чем у других "да", позлащенный отказ легче проглотить, чем сухое согласие. У многих всегда на устах "нет", и оно всему придает горечь; "нет" у них идет первым, и хоть потом они уступают, это уже не ценится из-за прежней досады. Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле; не надо и отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности. Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа. Любезность штопает прорехи благоволения, добрые слова заменят отсутствующие дела. И "нет" и "да" сказать недолго, да прежде надо долго думать. | |
|